Тест на психологические векторы
«TB-TEST-80-Color» — Версия 2.0
(Тест Толкачева-Бородянского)
Значение вектора:
«Коричневый» 59% «Желтый» 78%
«Красный» 67% «Зеленый» 78%
«Черный» 67% «Синий» 68%
«Оранжевый» 65% «Фиолетовый» 64%
Принятие вектора в себе:
«Коричневый» 88% «Желтый» 100%
«Красный» 80% «Зеленый» 98%
«Черный» 90% «Синий» 88%
«Оранжевый» 90% «Фиолетовый» 94%
читать дальше
Оценка результатов тестирования
[Подробное описание всех восьми векторов опубликовано на нашем сайте в разделе «Система Психологических Векторов».]
Соответствие цветовых названий векторов и отверстий: Черный — мышечный (пупок)
Коричневый — анальный
Красный — уретральный
Желтый — оральный Оранжевый — кожный
Зеленый — зрительный
Синий — слуховой
Фиолетовый — обонятельный
В тесте на психологические векторы (TB-TEST-80-Color-2.0) результаты представлены в виде двух параметров по каждому вектору: значение вектора в человеке и степень его принятия в себе (т. е. гармонии по данному вектору). Данная шкала предназначена для оценки результатов тестирования по этим двум параметрам.
1. Значение вектора. Этот параметр косвенно связан с генетически заложенным потенциалом по данному вектору, следовательно, мало подвержен изменениям в течение жизни («мало» — не значит «совсем»). Человек рождается с определенными задатками по всем восьми векторам. Это и есть его потенциал, который можно в жизни реализовать на 0—100%. Но, независимо от степени реализации, сам потенциал останется практически неизменным. Как вы сможете обнаружить, данная версия теста находит в вас намного больше значимых векторов (те, что выше 70%), чем предыдущие варианты. И эта ситуация гораздо ближе к истинному положению дел.
Значение вектора (%):
50—60 — вектор отсутствует, либо человек 'уклоняется' от исследования;
60—70 — вектор выражен слабо: изредка присутствуют отдельные признаки;
70—80 — вектор выражен средне: постоянно присутствуют некоторые признаки;
80—90 — вектор выражен сильно: постоянно присутствуют большинство признаков;
90—100 — вектор выражен чрезвычайно сильно ('зашкаливает'): многие признаки выражены чрезмерно.
2. Принятие вектора в себе. Этот параметр никак не связан с генетикой, а зависит от нашей внутренней гармонии по данному вектору. Так как гармония — сущность довольно изменчивая, то и цифры по этому параметру могут меняться у одного человека в значительных пределах. На принятие вектора оказывают влияние множество факторов: наше воспитание, усвоенные с детства принципы, жизненный опыт, круг общения, состояние здоровья, успешность или неуспешность в разных сферах жизни и т. д.
Принятие вектора в себе (%):
0—20 — отсутствие принятия вектора — встречается редко, обычно сопровождается психо-соматическими заболеваниями, требует помощи специалиста.
20—40 — очень низкая степень принятия: чрезвычайно сильный (в потенциале) вектор 'забит' или 'задушен' с детства, практически не проявляется со своей позитивной стороны, но часто проявляется с негативной стороны. Человеку может казаться, что этого вектора у него просто нет, а окружающие, у которых этот вектор ярко выражен, вызывают у него сильное раздражение и другие негативные эмоции.
40—60 — низкая степень принятия: очень сильный (в потенциале) вектор реализуется крайне мало, практически не развит, иногда 'мешает' человеку.
60—70 — средняя степень принятия: довольно сильный (в потенциале) вектор реализуется относительно мало, многие его проявления неприемлемы для человека.
70—90 — высокая степень принятия вектора — характерна для большинства гармоничных людей. Потенциал по данному вектору в целом реализуется, но некоторые его проявления все же не принимаются или внутренне осуждаются (особенно, если меньше 80%).
90—100 — практически полное принятие вектора в себе — идеальное состояние, к которому следует стремиться независимо от значения (силы) конкретного вектора.
Что же является «хорошим» результатом и к чему следует стремиться?
Так как значение вектора не подвластно нашему влиянию (как, например, цвет глаз), то остается влиять на его принятие. И чем оно выше, тем мы гармоничнее и успешнее в жизни. То есть, независимо от значений всех наших векторов, в идеале их принятие должно быть более 90%.
Как мы можем этого добиться?
Во-первых, понять самих себя, признать, что в нас есть те или иные черты, даже если они нам не очень нравятся.
Во-вторых, начать доставлять себе удовольствие, особенно по тем векторам, которые в нас недостаточно приняты. Разумеется, это становится возможным только после выполнения пункта 1.
На самом деле это исчерпывающие рекомендации, которые в большинстве случаев непременно ведут к успеху.
У многих людей появляется разочарование векторной теорией, когда они узнают, что значение вектора не поддается серьезному изменению: такая внешняя предопределенность создает ощущение границ, за которые невозможно перепрыгнуть.
Интересно, что подобное чувство возникает в основном у тех, кто обнаруживает очень низкое принятие многих своих векторов. То есть, говоря о «фатальных» ограничениях, такие люди даже не используют имеющийся у них потенциал!
Наоборот, человеку, у которого все в порядке с принятием векторов, вполне хватает существующих возможностей, чтобы самореализоваться во всех желаемых областях. И его не очень тяготит мысль о том, что жизнь подарила ему некоторые ограничения.
На самом деле, каждый из нас от природы обладает необходимым набором векторов, чтобы достичь успеха в жизни. Единственное, что человеку нужно сделать, — это научиться свои векторы использовать.
В этом-то и кроется главная проблема. Например, многие люди понимают, что есть масса преимуществ и у мужского, и у женского пола. Разумно используя эти преимущества, большинство из нас могут стать успешными и счастливыми. Но есть люди, которые в разделении по полу видят только ограничения. Более того, они настолько заняты преодолением этих «барьеров», что не получают удовольствие от жизни и не могут полностью реализоваться. Если не брать во внимание случаи реального (биохимического) транссексуализма, то чаще всего у таких людей нет принятия самих себя, своего тела. То же самое происходит с другими внешними и внутренними факторами (ростом, объемом, цветом кожи, глаз или волос, музыкальным слухом или математическими способностями).
Конечно, немалую роль в этом играют наши родители, которые часто хотят видеть нас соответствующими их представлениям, что может очень отличаться от нашего врожденного набора векторов. Становясь старше, мы иногда теряем ощущение самих себя, и во взрослой жизни часто не можем отличить свои истинные потребности и стремления от тех, что навязали нам окружающие. Именно в таких случаях довольно развитый вектор может оказаться непринятым самим человеком.
Изучая систему цветовых векторов, многие люди заново узнают самих себя, начинают реализовывать свои потребности, которые уже давно были загнаны в глубины бессознательного. А это, как вы знаете, ведет к принятию своих векторов, гармонии с собой и окружающими, самореализации и успеху.
Обратите, пожалуйста, внимание на то, что все результаты теста — это отражение ваших ответов на вопросы, а не ваш истинный психологический портрет. Так как один и тот же человек может отвечать на тест очень по-разному (с различной степенью искренности, серьезности и вдумчивости), то и результат может получиться по-разному достоверным.
«Яркий лидер или имитатор?»
Теперь мы расскажем о представителях желтого вектора. Этих людей, от природы наделенных энергичностью и даром убеждения, нередко путают с «красными», что порой приводит к серьезным проблемам. Но если понимать их бессознательные особенности, то можно не только избежать роковых ошибок, но и получить от общения с ними необыкновенное удовольствие. Ну, обо всем по порядку.
Самый креативный человек
Если в вашей организации начался застой, чувствуется нехватка свежих идей, да и «красный» руководитель находится не на пике своей продуктивности, то единственный, кто может вдохнуть новую энергию в общее дело — это «желтый» человек. Достаточно сказать ему, что его предложения готовы выслушать, как он погружается в творческий процесс. Именно «желтые» — самые подходящие участники для известного креативного мероприятия под названием «мозговой штурм». Ведь только они могут легко соблюдать главное правило «мозгового штурма» — говорить все, что приходит в голову на заданную тему, при этом, совершенно не слушая идеи других участников. Если рядом присутствуют представители коричневого или оранжевого вектора, которые могут структурировать этот информационный хаос, или «красный» человек, способный сразу отделить жизнеспособные идеи, то энергичное общение «желтых» заканчивается принятием наилучшего решения из всех возможных.
После этого «красный» руководитель выдает всем задания, ожидая от «желтого» сотрудника продолжения продуктивной деятельности. Но тот, с воодушевлением приняв на себя всю предложенную нагрузку, отправляется заниматься чем угодно, только не работой. Он хочет есть, курить, пить чай или кофе и миролюбиво общаться со всеми, кто окажется рядом, ведь на уровне бессознательного он считает свою функцию выполненной.
И «желтый» на самом деле прав, так как в психологические функции этого вектора входят: генерация и проговаривание идей, коммуникации внутри фирмы или снаружи, а также создание в любом коллективе хорошего настроения (не всегда рабочего). То есть, «желтый» человек способен продуктивно выполнять только ту работу, которая напрямую связана с общением. Здесь он просто не знает себе равных.
Придумать «картинку» великого будущего (не всегда реального) и рассказать всем, что они должны для этого сделать.
Отрекламировать товар или услугу так, чтобы у покупателей загорелись глаза.
Рассказать подряд несколько десятков анекдотов, причем все к месту, да так, чтобы у слушателей заболели скулы и животы.
Короче говоря, самый оптимистичный и жизнелюбивый, энергичный, добрый и не жадный, главный остряк в любой компании, — вот какой он — «желтый» человек.
Агрессия или громкий разговор
Но неправильно было бы считать, что «желтые» всегда пребывают в прекрасном расположении духа. Они как раз относятся к группе векторов, которым свойственно яркое проявление агрессии (в этой группе еще присутствуют «красные» и «черные»). Но агрессия по «желтому» типу не физическая, а эмоциональная («оральная»).
Разозленный «желтый» человек способен создать своим голосом и угрожающим видом такой напор, что вам может показаться, будто вас действительно отбросило в сторону. Ощущения от этого «удара» долго не позволяют прийти в себя, чего не скажешь об орущем: он быстро забывает о неприятном эпизоде и искренне удивляется: «Я орал?! Да нет же, я просто громко разговаривал!». Действительно, отходчивость и незлопамятность — его главные черты.
«Красный» или «желтый»?
Если сравнивать внешние проявления разных векторов, то на первый взгляд может показаться, что «желтые» люди во многом похожи на «красных». Действительно, обоим векторам присущи энергичность, эмоциональность, устремленность в будущее, быстрое переключение внимания и другие примечательные черты. Но быть «красным» во многих жизненных ситуациях намного выгоднее, ведь это лидер, которому все должны подчиняться, тогда как «желтые» — напротив, часто слывут болтунами.
Поэтому нередко можно встретить «желтого» человека, который пытается произвести впечатление на окружающих и завоевать авторитет, неосознанно имитируя красный вектор. Причем он может это делать настолько искусно, что вокруг него начинают собираться люди, готовые броситься за своим лидером «в огонь и воду».
С похожей проблемой иногда сталкиваются «персональщики» при отборе сотрудников на руководящие должности. Способный «желтый» претендент может на собеседовании так красиво изобразить «красный» стиль поведения, что у специалистов не останется сомнений в его лидерских качествах и прочих достоинствах. Но впоследствии часто оказывается, что нанятый человек не хочет и не может вести за собой команду, если, конечно, не говорить о корпоративных праздниках и прочих веселых мероприятиях.
Отличить с первого взгляда два эти вектора бывает непросто даже специалисту, поэтому в особо ответственных ситуациях приходится применять дополнительные методы исследования.
Как это выглядит
Узнать «желтого» человека обычно не составляет большого труда. Образ жизни — любовь к обильной еде и некоторая леность — часто придает их телу дополнительный объем. Их мимика чрезвычайно богата и нередко дополняется обильной жестикуляцией. Очень подвижные, иногда пухлые, губы могут скрывать характерную особенность желтого вектора — клыки, несколько выступающие из зубной дуги (этот признак удается наблюдать все реже из-за значительных успехов стоматологии, но если уж вы его заметили — перед вами «желтый» наверняка).
Разговаривают эти люди всегда очень эмоционально, их речь красивая и богатая, с множеством поговорок и образных выражений. Иногда они могут позволить себе вставить пару слов из ненормативной лексики, но это будет сделано так красиво и так к месту, что редкий недоброжелатель сможет упрекнуть их в грязнословии.
Аккуратность не входит в число их достоинств, напротив — некоторая небрежность, если не сказать растрепанность, иногда выдает даже преуспевающих представителей этого вектора (кстати, именно поэтому с ними плохо уживаются «зеленые», «оранжевые» и «коричневые»).
К характерным жестам можно отнести покусывание и облизывание губ, высовывание языка при разговоре, поглаживание себя по животу. Некоторые «желтые» любят свистеть, другие чмокать, третьи — скрипеть зубами.
Классический «желтый» почерк похож на спираль — буквы пишутся почти одинаково, разница лишь в количестве витков.
По секрету всему свету
Непреодолимая страсть к общению не позволяет «желтому» человеку молчать даже в самых ответственных ситуациях. Если вы доверили ему личную или корпоративную тайну, то он, конечно же, пообещает хранить ее до конца своих дней. Причем, обещая молчать, «желтый» человек действительно верит в свои силы, но их, к сожалению, часто нехватает.
Будучи от природы благожелательным, он никогда не станет строить козни (по типу фиолетового вектора) и специально передавать кому-нибудь конфиденциальную информацию. Нет, он совсем не злой и не мстительный, просто у него слова иногда опережают мысли, и в результате многократного «случайно сболтнул» вашу тайну скоро будут знать все ваши друзья и враги. Поэтому понятие лояльности для «желтых» людей всегда относительное.
То же самое можно сказать о «желтой» честности. У этих людей язык не повернется соврать во вред кому-то ради собственной выгоды. Они заинтересованы лишь в том, чтобы их долго и внимательно слушали, поэтому преувеличивают и приукрашивают реальные события своей и чужой жизни, а, исчерпав их, переходят на интересное фантазирование. Это как бы не правда и не ложь в одно и то же время.
Совсем другое дело — «фиолетовые». Вот уж кто виртуозно вводит в заблуждение даже самых чутких ко лжи людей («коричневых», например). Но так как «фиолетовым» нельзя высовываться и оставлять следы, они часто используют для продвижения своей информации именно доверчивых «желтых». В результате — кто виноват?
Кстати, такое использование «желтых» людей — очень эффективный прием для формирования общественного мнения: если сообщить «секрет» определенному количеству подобных «хранителей тайн», то через несколько дней об этом будут знать практически все.
Общайтесь с удовольствием
Общаясь с «желтым» человеком по делу, необходимо хорошо представлять его главные жизненные ценности: питание и общение.
В одном питерском агентстве недвижимости недавно довелось наблюдать интересную сцену. Очень большой (по объему тела) человек с подвижными пухлыми губами долго расспрашивал немолодого агента о достоинствах приглянувшегося загородного дома. Его особенно интересовала кухня и место на участке для приготовления шашлыков. По привычке увлекшись беседой, он внезапно спросил уставшего агента, какое тот любит мясо, на что получил раздраженный ответ: «Я вообще мяса не ем! Давайте ближе к делу». Интерес клиента был моментально утерян, он задал еще несколько формальных вопросов и, пообещав подумать, поспешно удалился.
Что же произошло? Человека обломали сразу с двух сторон: во-первых, ему не дали вдоволь поболтать на любимую тему, а во-вторых, собеседник заявил о своих прямо противоположных «политических» взглядах. Если вы не хотите потерять шанс увидеть «желтого» человека среди своих реальных клиентов, то постарайтесь понять и принять не только его интересы, но и образ жизни (ну хотя бы на время вашего делового общения).
Совершил ли этот пожилой специалист по недвижимости глупую ошибку? Скорее всего, нет! И вот, почему. Статистика показывает, что «желтые» клиенты — самые активные на этапе переговоров, осмотра и приценивания. Но относительное число контрактов (пусть даже и небольших), заключаемых с такими людьми, чрезвычайно мало. А дело все в том, что «желтые» просто любят общаться, в том числе, с продавцами, агентами и т.п. Для них визиты в магазин, да еще по несколько раз, — это совершенно не повод для покупки, это их образ жизни. Некоторые опытные продавцы интуитивно чувствуют в покупателях этот потенциал, и быстренько сворачивают их к сути дела. Но такой стиль поведения несет в себе риск потери клиента, ведь «желтые» люди все-таки покупают все, что им нужно, и пользуются всеми благами цивилизации. Только покупают они у самых терпеливых (и/или самых разговорчивых) продавцов.
Если же вы решите, что лучше потратить свое время на трех реальных клиентов, чем на одного сомнительного, то постарайтесь не перепутать «желтого» покупателя с «коричневым». Последний тоже любит подолгу выбирать товар, советоваться с продавцами, приходить по несколько раз в магазин, но в чем характерная особенность коричневого вектора — он много спрашивает, а не рассказывает и всегда доводит дело до конца. Поэтому, отняв у вас немало времени, он в итоге совершит-таки покупку.
Возможно ли лидерство?
Чувствуя в себе непревзойденный ораторский дар, многие «желтые» люди стремятся найти себя в управлении — не важно чего (фирмы, клуба, шайки). Но, честно говоря, лидерские качества у них выражены слабо. Не стоит вспоминать Фиделя Кастро и первых американских президентов как исключения из этого правила — у них помимо сверх-яркого желтого вектора еще присутствовал не меньший красный.
«Желтые» люди стараются избегать любых опасностей, они крайне редко рискуют и стремятся к беззаботной комфортной жизни. Они не являются борцами, в отличие от «красных» и особенно «оранжевых», а легко и непринужденно плывут по жизни, доставляя радость себе и окружающим. Иногда, добравшись до власти в стране или организации, они чувствуют, что совершили непростительную ошибку, позабыв о своем главном «предназначении» в жизни — получать удовольствие.
«Самый человечный человек»
Настало время поговорить о людях зеленого вектора.
Если в прошлых статьях, обсуждая пять психологических векторов, мы каждый раз говорили о склонности к управлению, то «зеленые» люди не имеют к власти никакого отношения. Можно даже сказать, что этот вектор довольно далек от бизнеса, но без него деловая жизнь оказалась бы необычайно мрачной.
Красота спасет мир
Узнать «зеленого» человека не составляет особого труда. Эти люди всегда выделяются из толпы своим внешним видом, так как одеваются очень красиво и гармонично. Не важно, следуют они капризам моды или разрабатывают свой собственный стиль — в любом случае их облик сразу бросается в глаза.
Если помните, говоря о коричневом векторе, мы подчеркивали его предельную аккуратность в одежде, но аккуратность это еще не красота, это всего лишь стремление к порядку. А у «зеленых» людей даже беспорядок может быть прекрасным.
Будучи от природы наделенными разнообразными художественными способностями, «зеленые» очень тонко чувствуют красоту и умеют создавать ее не только в одежде. Дизайн сайта или рекламного проспекта, оформление витрины или точки обслуживания клиентов, создание радостной обстановки в строгом или унылом офисе — все это можно поручить «зеленому» сотруднику, не сомневаясь в превосходном результате. Только не вздумайте спорить с ним о красоте или подвергать сомнению его одаренность — обидчивость у этих людей тоже является врожденной чертой.
Действительно, «зеленые» стараются украсить, сделать привлекательным и запоминающимся все, что окружает их в повседневной жизни. Значительная часть предметов дома и на рабочем месте не имеют другого функционального предназначения, кроме как радовать глаз их владельца, а заодно и всех окружающих. В отличие от предельно практичных «оранжевых» и достаточно бережливых «коричневых», «зеленые» люди готовы иногда потратить немалые деньги на симпатичную безделушку, независимо от степени ее бесполезности. А все это потому, что для зеленого вектора внешняя сторона вещей (событий, явлений, людей) иногда является более важной, чем внутренняя.
Этим «зеленым» качеством уже несколько столетий пользуется мировая промышленность и сфера слуг, ведь производители давно поняли: если «нечто» аккуратно завернуть в красивую упаковку, то среди покупателей окажется немало тех, кому данный товар или услуга по большому счету не нужны. Или нужны, но не настолько, чтобы приобретать именно сегодня и именно за эти деньги. Кстати, все остальные 7 векторов не «покупаются» на «красивую обертку», поэтому если товар не предназначен для «зеленых» людей (возможно, есть и такие товары), то делать его внешне привлекательным абсолютно бессмысленно с коммерческой точки зрения.
Повышенное внимание к внешней стороне предмета проявляется во всех сферах жизни «зеленого» человека. Если стол накрыт немного неряшливо, то это может надолго отбить у него аппетит. Если претендент на вакансию появился на собеседовании с пятном на костюме, то он явно не будет принят «зеленым» персональщиком, несмотря на всю свою одаренность. И уж конечно, самый замечательный товар не будет куплен «зеленым» человеком, если он имеет непрезентабельный вид или даже незначительные дефекты упаковки. Не секрет, что многие люди тратят немало времени на созерцание своей покупки, прежде чем приступают к ее практическому использованию.
Автомобиль «зеленого» человека тоже становится объектом для украшения: рисунки на кузове, многочисленные игрушки и картинки в салоне, и уж, конечно, никаких тонированных стекол — кто же тогда увидит всю эту красоту.
Но, тем не менее, основной площадкой для реализации художественных способностей «зеленого» человека остается его собственная внешность. Этим определяется и его любовь к зеркалам, которые должны присутствовать во всех помещениях и постоянно подтверждать, что он выглядит замечательно. Ведь его главная потребность — привлечь к себе внимание окружающих, чьих комплиментов всегда ждет «зеленый» человек, независимо от пола и возраста.
Разум и чувства
Но, наверное, не за эти прекрасные черты ценят «зеленых» людей окружающие, особенно в деловых взаимоотношениях. Более важные их достоинства — это высочайший интеллект и эрудиция, с которыми могут соревноваться разве что представители синего вектора. Да, да, никакие «красные» с их сообразительностью или «оранжевые» с прекрасной логикой, никакие «коричневые» с аналитическим складом ума или «фиолетовые» с непревзойденной интуицией не могут сравниться с зеленым вектором по количеству познаний в разных областях, широте кругозора и великолепной памяти. Именно поэтому «зеленые» люди незаменимы в тех сферах, где требуется умение работать с информацией. Если добавить к этому высокую скорость мышления и их внимательность к деталям, то становится понятно, что именно им мы должны быть благодарны за создание любого интеллектуального продукта.
Яркий пример «зеленого» эрудита — это Знайка из Цветочного города. Конечно, наличие коричневого вектора придавало ему некоторую «занудность» (что не свойственно просто «зеленым» людям), но его образ мышления очень хорошо иллюстрирует особенности «зеленого» интеллекта. (Как в любой хорошей сказке, рядом с «зеленым» эрудитом Знайкой оказался «красный» хулиган и выдумщик Незнайка, «желтый» обжора Пончик, «синий» музыкант Гусля, «коричневый» доктор Пилюлькин, «оранжевые» барахольщики Винтик со Шпунтиком, да и представители остальных психологических векторов).
Но все-таки самой важной особенностью зеленого вектора являются его душевные качества. Эти люди всегда благожелательно настроены к окружающим, тактичны, деликатны и восприимчивы. Им свойственна эмпатия (умение сопереживать), а благодаря врожденной артистичности они хорошо подстраиваются под самых непохожих друг на друга людей. Более того, в различных жизненных ситуациях «зеленые» могут использовать разные стили общения, и происходит это не путем внутреннего напряжения, а абсолютно легко и спонтанно.
Из «зеленых» людей получаются великолепные продавцы-консультанты: они готовы долго и с пониманием выслушивать клиента, при этом на их лице всегда заметен неподдельный интерес к собеседнику. Иногда они могут настолько хорошо чувствовать желания покупателя, что сразу готовы предложить ему то, что он давно хочет, но пока не смог сформулировать. Конечно, для яркой и эмоциональной презентации товара необходим еще и желтый вектор, поэтому именно «желто-зеленая» комбинация является определяющей при отборе сотрудников на подобную должность.
Благодаря своей доброжелательности, «зеленые» люди умеют мягко сглаживать конфликты, как внутри организации, так и снаружи, например, с недовольными клиентами или партнерами. Единственная проблема в этой ситуации может возникнуть из-за их природной ранимости и обидчивости: на прямые оскорбления в свой адрес «зеленые» часто реагируют слезами, причем не тихими и скромными, а эффектными и неприкрытыми. Неумение переживать обиду внутри благоприятно сказывается на их здоровье (нет накопления негативных эмоций), но в жестких условиях бизнеса такое поведение, особенно на глазах у черствого руководителя, может стать поводом к увольнению сотрудника.
Из-за своей чуткости и сердечности «зеленые» люди иногда становятся «жилеткой» для чужих слез, ведь многие так любят загрузить личными проблемами того, кто станет переживать их, как свои.
Теоретически, они могли бы работать и на горячем телефоне по обслуживанию клиентов, но отсутствие контакта с глазами собеседника, так необходимого для комфорта зеленому вектору, может привести к быстрому выгоранию.
Главная проблема
Тем не менее, самой серьезной проблемой «зеленого» человека в деловом общении становится не его ранимость, а элементарное неумение говорить «нет». Для них, самых добрых и отзывчивых людей на планете, отказать кому-нибудь — непосильная задача, и не очень порядочные коллеги нередко этим пользуются. Более того, «зеленые» часто испытывают чувство вины, даже в тех ситуациях, где для этого нет никаких оснований. Именно поэтому представители данного вектора становятся самым легким объектом для манипуляций со стороны других людей (особенно «красных», «оранжевых» и «фиолетовых»).
Циничные начальники говорят, что для поощрения такого сотрудника не нужны деньги. Их любимая уловка в общении с «зелеными» подчиненными предельно проста: наговорить при всех кучу комплиментов, подарить цветы, а в заключение сказать: «Все лето работаем без выходных» или «Надбавки к зарплате не будет». В результате несчастная жертва безропотно отправляется работать, оправдывая начальника в своих и чужих глазах.
Но даже в благоприятных условиях «зеленые» люди нередко оказываются ведомыми из-за собственной непрактичности: большинство из них настолько возвышенны и далеки от мира суровой реальности, что в тяжелых условиях не могут позаботиться о своем благополучии самостоятельно. Рядом с «зеленым» человеком обязательно должен быть тот, кто способен обеспечить его всем необходимым и создать условия для творчества или интеллектуальной деятельности, — в таком случае он может быть полностью реализован в жизни. Если события развиваются иначе, то талантливый «зеленый» человек рискует стать неузнанным гением, который всю жизнь творит только для себя. Ведь множество «зеленых», получивших прекрасное образование, оказываются невостребованными только из-за того, что не умеют извлекать практическую пользу из своих обширных знаний.
Управление и подчинение
Тонкая душевная организация, неумение отказывать, деликатность и ранимость делают их мало приспособленными к управлению. Лидерские качества у «зеленых» людей развиты минимально, напротив — они могут быть прекрасными исполнителями (в сфере своих способностей), предпочитают скорее подстраиваться, чем влиять на других. При решении спорных вопросов, если не удается привести всех к компромиссу, они принимают сторону лидера или сторону большинства, потому что не способны отстаивать свое мнение и противостоять психологическому напору. Для «зеленого» человека очень страшно оказаться в маргинальной позиции или быть исключенным из команды. Он здесь является прямой противоположностью красному и фиолетовому векторам, для которых очень характерно положение вне коллектива.
Единственное, с помощью чего «зеленые» могут манипулировать окружающими, — это слезы, но возможности их применения в деловой жизни, к сожалению, довольно ограничены.
«Зеленые» люди имеют минимальный уровень агрессивности из всех восьми векторов, и поэтому испытывают трудности в ситуациях, когда надо проявить жесткость или оказать на кого-нибудь давление.
У многих преуспевающих бизнесменов с развитыми красным, оранжевым, коричневым векторами есть одна проблема, которую они тщательно скрывают. Оказывается, у выдающихся руководителей тоже бывает зеленый вектор (кстати, прекрасная добавка к любому доминантному вектору), и для них увольнение сотрудника или другое непопулярное действие в сторону подчиненных становится труднейшей задачей. В лучшем случае, они заставляют выполнять эту обязанность своего заместителя, а в худшем справляются сами, но кто бы только знал, чего им это стоит! Бессонные ночи, проблемы со здоровьем, депрессивное состояние — все это реальные ситуации из жизни наших клиентов — прекрасных руководителей, у которых сильно развит зеленый вектор.
Если же говорить о подчиненных, то для них наличие у шефа зеленого вектора — настоящий подарок. Такой начальник готов посочувствовать, войти в трудное положение, проявить почти родительскую заботу о своих сотрудниках. В отличие от «красного» стиля ведения бизнеса (максимальное ускорение, даже ценой карьеры отдельных сотрудников), «зеленый» стиль намного более гуманный и человечный.
Может показаться, что зеленый вектор — это набор в основном женских черт характера. Действительно, у большинства женщин он является одним из ведущих (преобладающих), а у большинства мужчин — лишь «дополнительным», но бывают и другие варианты. Замечательный пример мужчины, у которого преобладает зеленый вектор, — это герой Владимира Меньшова из фильма «Где находится нофелет?». Человек с прекрасным интеллектом, нежный и сердечный, но, к сожалению, мало приспособленный к жизни в роли мужчины.
И снова о внешности
К внешнему описанию «зеленых» людей можно добавить и другие характерные черты. Телосложение чаще худощавое (в пределе — субтильность), их глаза обращают на себя внимание размерами и выразительностью (а также нередко очками или линзами). «Зеленые» женщины (да и мужчины тоже) часто выглядят моложе своих лет, любят носить украшения (многочисленные кольца на руках, браслеты, серьги часто с крупными круглыми деталями), художественные многоцветные татуировки. Они обожают всевозможные аксессуары, которыми можно украсить одежду или личные вещи, предпочитают светлые и радостные цвета в одежде, особенно всевозможные оттенки зеленого.
Их почерк красив и изящен, так в школе обычно пишут девочки-отличницы. Буквы могут быть с завитушками или другими украшающими элементами, а подпись вообще представляет собой произведение искусства. В речи и в письме они любят использовать красочные выражения, а также ласкательные и уменьшительные слова (договорчик, тестик, денежка).
При общении с «зелеными» людьми следует учитывать, что:
они стремятся соблюдать бОльшую физическую дистанцию, чем другие векторы, поэтому не стоит подходить к ним или садиться слишком близко;
они плохо воспринимают информацию на слух, им необходимо увидеть все собственными глазами;
им не свойственен логический подход к решению задач, так как их мышление в основном образное;
для физического комфорта им необходима повышенная температура окружающей среды, ведь иногда они мерзнут даже летом (у «зеленых» часто можно обнаружить холодные ладони, ступни и другие части тела);
не нужно настойчиво угощать их за обильным столом — «зеленые» обычно едят очень мало, да и в отличие от «желтых» в еде им важно не количество и разнообразие, а красивое убранство стола и романтическая обстановка;
в связи со своей тонкой внутренней организацией (даже на физиологическом уровне) они не переносят крепких напитков, но иногда неплохо относятся к легким и дорогим сигаретам, которые способны подчеркнуть их изящество.
Просто интересно…
Отмечая выполнение пункта плана, написанного на бумаге, разные люди произведут разные действия:
«зеленый» обведет его в кружочек;
«желтый» — в овал;
«коричневый» — обведет в квадратик или аккуратно вычеркнет прямой линией;
«оранжевый» поставит рядом крестик;
«красный» поставит галочку или вычеркнет, но крайне небрежно;
«черный» вычеркнет так, что проделает дырку, или же просто вырвет клочок бумаги с написанным словом;
«фиолетовый» и здесь оригинален: он вначале аккуратно дорисует (!) все буквы в словах так, чтобы их было абсолютно невозможно распознать, а потом еще и зачеркнет любым известным способом. Этот метод позволяет полностью исключить прочтение информации посторонним.
www.psy8.ru/test/tb-test-80-color2.php
«TB-TEST-80-Color» — Версия 2.0
(Тест Толкачева-Бородянского)
Значение вектора:
«Коричневый» 59% «Желтый» 78%
«Красный» 67% «Зеленый» 78%
«Черный» 67% «Синий» 68%
«Оранжевый» 65% «Фиолетовый» 64%
Принятие вектора в себе:
«Коричневый» 88% «Желтый» 100%
«Красный» 80% «Зеленый» 98%
«Черный» 90% «Синий» 88%
«Оранжевый» 90% «Фиолетовый» 94%
читать дальше
Оценка результатов тестирования
[Подробное описание всех восьми векторов опубликовано на нашем сайте в разделе «Система Психологических Векторов».]
Соответствие цветовых названий векторов и отверстий: Черный — мышечный (пупок)
Коричневый — анальный
Красный — уретральный
Желтый — оральный Оранжевый — кожный
Зеленый — зрительный
Синий — слуховой
Фиолетовый — обонятельный
В тесте на психологические векторы (TB-TEST-80-Color-2.0) результаты представлены в виде двух параметров по каждому вектору: значение вектора в человеке и степень его принятия в себе (т. е. гармонии по данному вектору). Данная шкала предназначена для оценки результатов тестирования по этим двум параметрам.
1. Значение вектора. Этот параметр косвенно связан с генетически заложенным потенциалом по данному вектору, следовательно, мало подвержен изменениям в течение жизни («мало» — не значит «совсем»). Человек рождается с определенными задатками по всем восьми векторам. Это и есть его потенциал, который можно в жизни реализовать на 0—100%. Но, независимо от степени реализации, сам потенциал останется практически неизменным. Как вы сможете обнаружить, данная версия теста находит в вас намного больше значимых векторов (те, что выше 70%), чем предыдущие варианты. И эта ситуация гораздо ближе к истинному положению дел.
Значение вектора (%):
50—60 — вектор отсутствует, либо человек 'уклоняется' от исследования;
60—70 — вектор выражен слабо: изредка присутствуют отдельные признаки;
70—80 — вектор выражен средне: постоянно присутствуют некоторые признаки;
80—90 — вектор выражен сильно: постоянно присутствуют большинство признаков;
90—100 — вектор выражен чрезвычайно сильно ('зашкаливает'): многие признаки выражены чрезмерно.
2. Принятие вектора в себе. Этот параметр никак не связан с генетикой, а зависит от нашей внутренней гармонии по данному вектору. Так как гармония — сущность довольно изменчивая, то и цифры по этому параметру могут меняться у одного человека в значительных пределах. На принятие вектора оказывают влияние множество факторов: наше воспитание, усвоенные с детства принципы, жизненный опыт, круг общения, состояние здоровья, успешность или неуспешность в разных сферах жизни и т. д.
Принятие вектора в себе (%):
0—20 — отсутствие принятия вектора — встречается редко, обычно сопровождается психо-соматическими заболеваниями, требует помощи специалиста.
20—40 — очень низкая степень принятия: чрезвычайно сильный (в потенциале) вектор 'забит' или 'задушен' с детства, практически не проявляется со своей позитивной стороны, но часто проявляется с негативной стороны. Человеку может казаться, что этого вектора у него просто нет, а окружающие, у которых этот вектор ярко выражен, вызывают у него сильное раздражение и другие негативные эмоции.
40—60 — низкая степень принятия: очень сильный (в потенциале) вектор реализуется крайне мало, практически не развит, иногда 'мешает' человеку.
60—70 — средняя степень принятия: довольно сильный (в потенциале) вектор реализуется относительно мало, многие его проявления неприемлемы для человека.
70—90 — высокая степень принятия вектора — характерна для большинства гармоничных людей. Потенциал по данному вектору в целом реализуется, но некоторые его проявления все же не принимаются или внутренне осуждаются (особенно, если меньше 80%).
90—100 — практически полное принятие вектора в себе — идеальное состояние, к которому следует стремиться независимо от значения (силы) конкретного вектора.
Что же является «хорошим» результатом и к чему следует стремиться?
Так как значение вектора не подвластно нашему влиянию (как, например, цвет глаз), то остается влиять на его принятие. И чем оно выше, тем мы гармоничнее и успешнее в жизни. То есть, независимо от значений всех наших векторов, в идеале их принятие должно быть более 90%.
Как мы можем этого добиться?
Во-первых, понять самих себя, признать, что в нас есть те или иные черты, даже если они нам не очень нравятся.
Во-вторых, начать доставлять себе удовольствие, особенно по тем векторам, которые в нас недостаточно приняты. Разумеется, это становится возможным только после выполнения пункта 1.
На самом деле это исчерпывающие рекомендации, которые в большинстве случаев непременно ведут к успеху.
У многих людей появляется разочарование векторной теорией, когда они узнают, что значение вектора не поддается серьезному изменению: такая внешняя предопределенность создает ощущение границ, за которые невозможно перепрыгнуть.
Интересно, что подобное чувство возникает в основном у тех, кто обнаруживает очень низкое принятие многих своих векторов. То есть, говоря о «фатальных» ограничениях, такие люди даже не используют имеющийся у них потенциал!
Наоборот, человеку, у которого все в порядке с принятием векторов, вполне хватает существующих возможностей, чтобы самореализоваться во всех желаемых областях. И его не очень тяготит мысль о том, что жизнь подарила ему некоторые ограничения.
На самом деле, каждый из нас от природы обладает необходимым набором векторов, чтобы достичь успеха в жизни. Единственное, что человеку нужно сделать, — это научиться свои векторы использовать.
В этом-то и кроется главная проблема. Например, многие люди понимают, что есть масса преимуществ и у мужского, и у женского пола. Разумно используя эти преимущества, большинство из нас могут стать успешными и счастливыми. Но есть люди, которые в разделении по полу видят только ограничения. Более того, они настолько заняты преодолением этих «барьеров», что не получают удовольствие от жизни и не могут полностью реализоваться. Если не брать во внимание случаи реального (биохимического) транссексуализма, то чаще всего у таких людей нет принятия самих себя, своего тела. То же самое происходит с другими внешними и внутренними факторами (ростом, объемом, цветом кожи, глаз или волос, музыкальным слухом или математическими способностями).
Конечно, немалую роль в этом играют наши родители, которые часто хотят видеть нас соответствующими их представлениям, что может очень отличаться от нашего врожденного набора векторов. Становясь старше, мы иногда теряем ощущение самих себя, и во взрослой жизни часто не можем отличить свои истинные потребности и стремления от тех, что навязали нам окружающие. Именно в таких случаях довольно развитый вектор может оказаться непринятым самим человеком.
Изучая систему цветовых векторов, многие люди заново узнают самих себя, начинают реализовывать свои потребности, которые уже давно были загнаны в глубины бессознательного. А это, как вы знаете, ведет к принятию своих векторов, гармонии с собой и окружающими, самореализации и успеху.
Обратите, пожалуйста, внимание на то, что все результаты теста — это отражение ваших ответов на вопросы, а не ваш истинный психологический портрет. Так как один и тот же человек может отвечать на тест очень по-разному (с различной степенью искренности, серьезности и вдумчивости), то и результат может получиться по-разному достоверным.
«Яркий лидер или имитатор?»
Теперь мы расскажем о представителях желтого вектора. Этих людей, от природы наделенных энергичностью и даром убеждения, нередко путают с «красными», что порой приводит к серьезным проблемам. Но если понимать их бессознательные особенности, то можно не только избежать роковых ошибок, но и получить от общения с ними необыкновенное удовольствие. Ну, обо всем по порядку.
Самый креативный человек
Если в вашей организации начался застой, чувствуется нехватка свежих идей, да и «красный» руководитель находится не на пике своей продуктивности, то единственный, кто может вдохнуть новую энергию в общее дело — это «желтый» человек. Достаточно сказать ему, что его предложения готовы выслушать, как он погружается в творческий процесс. Именно «желтые» — самые подходящие участники для известного креативного мероприятия под названием «мозговой штурм». Ведь только они могут легко соблюдать главное правило «мозгового штурма» — говорить все, что приходит в голову на заданную тему, при этом, совершенно не слушая идеи других участников. Если рядом присутствуют представители коричневого или оранжевого вектора, которые могут структурировать этот информационный хаос, или «красный» человек, способный сразу отделить жизнеспособные идеи, то энергичное общение «желтых» заканчивается принятием наилучшего решения из всех возможных.
После этого «красный» руководитель выдает всем задания, ожидая от «желтого» сотрудника продолжения продуктивной деятельности. Но тот, с воодушевлением приняв на себя всю предложенную нагрузку, отправляется заниматься чем угодно, только не работой. Он хочет есть, курить, пить чай или кофе и миролюбиво общаться со всеми, кто окажется рядом, ведь на уровне бессознательного он считает свою функцию выполненной.
И «желтый» на самом деле прав, так как в психологические функции этого вектора входят: генерация и проговаривание идей, коммуникации внутри фирмы или снаружи, а также создание в любом коллективе хорошего настроения (не всегда рабочего). То есть, «желтый» человек способен продуктивно выполнять только ту работу, которая напрямую связана с общением. Здесь он просто не знает себе равных.
Придумать «картинку» великого будущего (не всегда реального) и рассказать всем, что они должны для этого сделать.
Отрекламировать товар или услугу так, чтобы у покупателей загорелись глаза.
Рассказать подряд несколько десятков анекдотов, причем все к месту, да так, чтобы у слушателей заболели скулы и животы.
Короче говоря, самый оптимистичный и жизнелюбивый, энергичный, добрый и не жадный, главный остряк в любой компании, — вот какой он — «желтый» человек.
Агрессия или громкий разговор
Но неправильно было бы считать, что «желтые» всегда пребывают в прекрасном расположении духа. Они как раз относятся к группе векторов, которым свойственно яркое проявление агрессии (в этой группе еще присутствуют «красные» и «черные»). Но агрессия по «желтому» типу не физическая, а эмоциональная («оральная»).
Разозленный «желтый» человек способен создать своим голосом и угрожающим видом такой напор, что вам может показаться, будто вас действительно отбросило в сторону. Ощущения от этого «удара» долго не позволяют прийти в себя, чего не скажешь об орущем: он быстро забывает о неприятном эпизоде и искренне удивляется: «Я орал?! Да нет же, я просто громко разговаривал!». Действительно, отходчивость и незлопамятность — его главные черты.
«Красный» или «желтый»?
Если сравнивать внешние проявления разных векторов, то на первый взгляд может показаться, что «желтые» люди во многом похожи на «красных». Действительно, обоим векторам присущи энергичность, эмоциональность, устремленность в будущее, быстрое переключение внимания и другие примечательные черты. Но быть «красным» во многих жизненных ситуациях намного выгоднее, ведь это лидер, которому все должны подчиняться, тогда как «желтые» — напротив, часто слывут болтунами.
Поэтому нередко можно встретить «желтого» человека, который пытается произвести впечатление на окружающих и завоевать авторитет, неосознанно имитируя красный вектор. Причем он может это делать настолько искусно, что вокруг него начинают собираться люди, готовые броситься за своим лидером «в огонь и воду».
С похожей проблемой иногда сталкиваются «персональщики» при отборе сотрудников на руководящие должности. Способный «желтый» претендент может на собеседовании так красиво изобразить «красный» стиль поведения, что у специалистов не останется сомнений в его лидерских качествах и прочих достоинствах. Но впоследствии часто оказывается, что нанятый человек не хочет и не может вести за собой команду, если, конечно, не говорить о корпоративных праздниках и прочих веселых мероприятиях.
Отличить с первого взгляда два эти вектора бывает непросто даже специалисту, поэтому в особо ответственных ситуациях приходится применять дополнительные методы исследования.
Как это выглядит
Узнать «желтого» человека обычно не составляет большого труда. Образ жизни — любовь к обильной еде и некоторая леность — часто придает их телу дополнительный объем. Их мимика чрезвычайно богата и нередко дополняется обильной жестикуляцией. Очень подвижные, иногда пухлые, губы могут скрывать характерную особенность желтого вектора — клыки, несколько выступающие из зубной дуги (этот признак удается наблюдать все реже из-за значительных успехов стоматологии, но если уж вы его заметили — перед вами «желтый» наверняка).
Разговаривают эти люди всегда очень эмоционально, их речь красивая и богатая, с множеством поговорок и образных выражений. Иногда они могут позволить себе вставить пару слов из ненормативной лексики, но это будет сделано так красиво и так к месту, что редкий недоброжелатель сможет упрекнуть их в грязнословии.
Аккуратность не входит в число их достоинств, напротив — некоторая небрежность, если не сказать растрепанность, иногда выдает даже преуспевающих представителей этого вектора (кстати, именно поэтому с ними плохо уживаются «зеленые», «оранжевые» и «коричневые»).
К характерным жестам можно отнести покусывание и облизывание губ, высовывание языка при разговоре, поглаживание себя по животу. Некоторые «желтые» любят свистеть, другие чмокать, третьи — скрипеть зубами.
Классический «желтый» почерк похож на спираль — буквы пишутся почти одинаково, разница лишь в количестве витков.
По секрету всему свету
Непреодолимая страсть к общению не позволяет «желтому» человеку молчать даже в самых ответственных ситуациях. Если вы доверили ему личную или корпоративную тайну, то он, конечно же, пообещает хранить ее до конца своих дней. Причем, обещая молчать, «желтый» человек действительно верит в свои силы, но их, к сожалению, часто нехватает.
Будучи от природы благожелательным, он никогда не станет строить козни (по типу фиолетового вектора) и специально передавать кому-нибудь конфиденциальную информацию. Нет, он совсем не злой и не мстительный, просто у него слова иногда опережают мысли, и в результате многократного «случайно сболтнул» вашу тайну скоро будут знать все ваши друзья и враги. Поэтому понятие лояльности для «желтых» людей всегда относительное.
То же самое можно сказать о «желтой» честности. У этих людей язык не повернется соврать во вред кому-то ради собственной выгоды. Они заинтересованы лишь в том, чтобы их долго и внимательно слушали, поэтому преувеличивают и приукрашивают реальные события своей и чужой жизни, а, исчерпав их, переходят на интересное фантазирование. Это как бы не правда и не ложь в одно и то же время.
Совсем другое дело — «фиолетовые». Вот уж кто виртуозно вводит в заблуждение даже самых чутких ко лжи людей («коричневых», например). Но так как «фиолетовым» нельзя высовываться и оставлять следы, они часто используют для продвижения своей информации именно доверчивых «желтых». В результате — кто виноват?
Кстати, такое использование «желтых» людей — очень эффективный прием для формирования общественного мнения: если сообщить «секрет» определенному количеству подобных «хранителей тайн», то через несколько дней об этом будут знать практически все.
Общайтесь с удовольствием
Общаясь с «желтым» человеком по делу, необходимо хорошо представлять его главные жизненные ценности: питание и общение.
В одном питерском агентстве недвижимости недавно довелось наблюдать интересную сцену. Очень большой (по объему тела) человек с подвижными пухлыми губами долго расспрашивал немолодого агента о достоинствах приглянувшегося загородного дома. Его особенно интересовала кухня и место на участке для приготовления шашлыков. По привычке увлекшись беседой, он внезапно спросил уставшего агента, какое тот любит мясо, на что получил раздраженный ответ: «Я вообще мяса не ем! Давайте ближе к делу». Интерес клиента был моментально утерян, он задал еще несколько формальных вопросов и, пообещав подумать, поспешно удалился.
Что же произошло? Человека обломали сразу с двух сторон: во-первых, ему не дали вдоволь поболтать на любимую тему, а во-вторых, собеседник заявил о своих прямо противоположных «политических» взглядах. Если вы не хотите потерять шанс увидеть «желтого» человека среди своих реальных клиентов, то постарайтесь понять и принять не только его интересы, но и образ жизни (ну хотя бы на время вашего делового общения).
Совершил ли этот пожилой специалист по недвижимости глупую ошибку? Скорее всего, нет! И вот, почему. Статистика показывает, что «желтые» клиенты — самые активные на этапе переговоров, осмотра и приценивания. Но относительное число контрактов (пусть даже и небольших), заключаемых с такими людьми, чрезвычайно мало. А дело все в том, что «желтые» просто любят общаться, в том числе, с продавцами, агентами и т.п. Для них визиты в магазин, да еще по несколько раз, — это совершенно не повод для покупки, это их образ жизни. Некоторые опытные продавцы интуитивно чувствуют в покупателях этот потенциал, и быстренько сворачивают их к сути дела. Но такой стиль поведения несет в себе риск потери клиента, ведь «желтые» люди все-таки покупают все, что им нужно, и пользуются всеми благами цивилизации. Только покупают они у самых терпеливых (и/или самых разговорчивых) продавцов.
Если же вы решите, что лучше потратить свое время на трех реальных клиентов, чем на одного сомнительного, то постарайтесь не перепутать «желтого» покупателя с «коричневым». Последний тоже любит подолгу выбирать товар, советоваться с продавцами, приходить по несколько раз в магазин, но в чем характерная особенность коричневого вектора — он много спрашивает, а не рассказывает и всегда доводит дело до конца. Поэтому, отняв у вас немало времени, он в итоге совершит-таки покупку.
Возможно ли лидерство?
Чувствуя в себе непревзойденный ораторский дар, многие «желтые» люди стремятся найти себя в управлении — не важно чего (фирмы, клуба, шайки). Но, честно говоря, лидерские качества у них выражены слабо. Не стоит вспоминать Фиделя Кастро и первых американских президентов как исключения из этого правила — у них помимо сверх-яркого желтого вектора еще присутствовал не меньший красный.
«Желтые» люди стараются избегать любых опасностей, они крайне редко рискуют и стремятся к беззаботной комфортной жизни. Они не являются борцами, в отличие от «красных» и особенно «оранжевых», а легко и непринужденно плывут по жизни, доставляя радость себе и окружающим. Иногда, добравшись до власти в стране или организации, они чувствуют, что совершили непростительную ошибку, позабыв о своем главном «предназначении» в жизни — получать удовольствие.
«Самый человечный человек»
Настало время поговорить о людях зеленого вектора.
Если в прошлых статьях, обсуждая пять психологических векторов, мы каждый раз говорили о склонности к управлению, то «зеленые» люди не имеют к власти никакого отношения. Можно даже сказать, что этот вектор довольно далек от бизнеса, но без него деловая жизнь оказалась бы необычайно мрачной.
Красота спасет мир
Узнать «зеленого» человека не составляет особого труда. Эти люди всегда выделяются из толпы своим внешним видом, так как одеваются очень красиво и гармонично. Не важно, следуют они капризам моды или разрабатывают свой собственный стиль — в любом случае их облик сразу бросается в глаза.
Если помните, говоря о коричневом векторе, мы подчеркивали его предельную аккуратность в одежде, но аккуратность это еще не красота, это всего лишь стремление к порядку. А у «зеленых» людей даже беспорядок может быть прекрасным.
Будучи от природы наделенными разнообразными художественными способностями, «зеленые» очень тонко чувствуют красоту и умеют создавать ее не только в одежде. Дизайн сайта или рекламного проспекта, оформление витрины или точки обслуживания клиентов, создание радостной обстановки в строгом или унылом офисе — все это можно поручить «зеленому» сотруднику, не сомневаясь в превосходном результате. Только не вздумайте спорить с ним о красоте или подвергать сомнению его одаренность — обидчивость у этих людей тоже является врожденной чертой.
Действительно, «зеленые» стараются украсить, сделать привлекательным и запоминающимся все, что окружает их в повседневной жизни. Значительная часть предметов дома и на рабочем месте не имеют другого функционального предназначения, кроме как радовать глаз их владельца, а заодно и всех окружающих. В отличие от предельно практичных «оранжевых» и достаточно бережливых «коричневых», «зеленые» люди готовы иногда потратить немалые деньги на симпатичную безделушку, независимо от степени ее бесполезности. А все это потому, что для зеленого вектора внешняя сторона вещей (событий, явлений, людей) иногда является более важной, чем внутренняя.
Этим «зеленым» качеством уже несколько столетий пользуется мировая промышленность и сфера слуг, ведь производители давно поняли: если «нечто» аккуратно завернуть в красивую упаковку, то среди покупателей окажется немало тех, кому данный товар или услуга по большому счету не нужны. Или нужны, но не настолько, чтобы приобретать именно сегодня и именно за эти деньги. Кстати, все остальные 7 векторов не «покупаются» на «красивую обертку», поэтому если товар не предназначен для «зеленых» людей (возможно, есть и такие товары), то делать его внешне привлекательным абсолютно бессмысленно с коммерческой точки зрения.
Повышенное внимание к внешней стороне предмета проявляется во всех сферах жизни «зеленого» человека. Если стол накрыт немного неряшливо, то это может надолго отбить у него аппетит. Если претендент на вакансию появился на собеседовании с пятном на костюме, то он явно не будет принят «зеленым» персональщиком, несмотря на всю свою одаренность. И уж конечно, самый замечательный товар не будет куплен «зеленым» человеком, если он имеет непрезентабельный вид или даже незначительные дефекты упаковки. Не секрет, что многие люди тратят немало времени на созерцание своей покупки, прежде чем приступают к ее практическому использованию.
Автомобиль «зеленого» человека тоже становится объектом для украшения: рисунки на кузове, многочисленные игрушки и картинки в салоне, и уж, конечно, никаких тонированных стекол — кто же тогда увидит всю эту красоту.
Но, тем не менее, основной площадкой для реализации художественных способностей «зеленого» человека остается его собственная внешность. Этим определяется и его любовь к зеркалам, которые должны присутствовать во всех помещениях и постоянно подтверждать, что он выглядит замечательно. Ведь его главная потребность — привлечь к себе внимание окружающих, чьих комплиментов всегда ждет «зеленый» человек, независимо от пола и возраста.
Разум и чувства
Но, наверное, не за эти прекрасные черты ценят «зеленых» людей окружающие, особенно в деловых взаимоотношениях. Более важные их достоинства — это высочайший интеллект и эрудиция, с которыми могут соревноваться разве что представители синего вектора. Да, да, никакие «красные» с их сообразительностью или «оранжевые» с прекрасной логикой, никакие «коричневые» с аналитическим складом ума или «фиолетовые» с непревзойденной интуицией не могут сравниться с зеленым вектором по количеству познаний в разных областях, широте кругозора и великолепной памяти. Именно поэтому «зеленые» люди незаменимы в тех сферах, где требуется умение работать с информацией. Если добавить к этому высокую скорость мышления и их внимательность к деталям, то становится понятно, что именно им мы должны быть благодарны за создание любого интеллектуального продукта.
Яркий пример «зеленого» эрудита — это Знайка из Цветочного города. Конечно, наличие коричневого вектора придавало ему некоторую «занудность» (что не свойственно просто «зеленым» людям), но его образ мышления очень хорошо иллюстрирует особенности «зеленого» интеллекта. (Как в любой хорошей сказке, рядом с «зеленым» эрудитом Знайкой оказался «красный» хулиган и выдумщик Незнайка, «желтый» обжора Пончик, «синий» музыкант Гусля, «коричневый» доктор Пилюлькин, «оранжевые» барахольщики Винтик со Шпунтиком, да и представители остальных психологических векторов).
Но все-таки самой важной особенностью зеленого вектора являются его душевные качества. Эти люди всегда благожелательно настроены к окружающим, тактичны, деликатны и восприимчивы. Им свойственна эмпатия (умение сопереживать), а благодаря врожденной артистичности они хорошо подстраиваются под самых непохожих друг на друга людей. Более того, в различных жизненных ситуациях «зеленые» могут использовать разные стили общения, и происходит это не путем внутреннего напряжения, а абсолютно легко и спонтанно.
Из «зеленых» людей получаются великолепные продавцы-консультанты: они готовы долго и с пониманием выслушивать клиента, при этом на их лице всегда заметен неподдельный интерес к собеседнику. Иногда они могут настолько хорошо чувствовать желания покупателя, что сразу готовы предложить ему то, что он давно хочет, но пока не смог сформулировать. Конечно, для яркой и эмоциональной презентации товара необходим еще и желтый вектор, поэтому именно «желто-зеленая» комбинация является определяющей при отборе сотрудников на подобную должность.
Благодаря своей доброжелательности, «зеленые» люди умеют мягко сглаживать конфликты, как внутри организации, так и снаружи, например, с недовольными клиентами или партнерами. Единственная проблема в этой ситуации может возникнуть из-за их природной ранимости и обидчивости: на прямые оскорбления в свой адрес «зеленые» часто реагируют слезами, причем не тихими и скромными, а эффектными и неприкрытыми. Неумение переживать обиду внутри благоприятно сказывается на их здоровье (нет накопления негативных эмоций), но в жестких условиях бизнеса такое поведение, особенно на глазах у черствого руководителя, может стать поводом к увольнению сотрудника.
Из-за своей чуткости и сердечности «зеленые» люди иногда становятся «жилеткой» для чужих слез, ведь многие так любят загрузить личными проблемами того, кто станет переживать их, как свои.
Теоретически, они могли бы работать и на горячем телефоне по обслуживанию клиентов, но отсутствие контакта с глазами собеседника, так необходимого для комфорта зеленому вектору, может привести к быстрому выгоранию.
Главная проблема
Тем не менее, самой серьезной проблемой «зеленого» человека в деловом общении становится не его ранимость, а элементарное неумение говорить «нет». Для них, самых добрых и отзывчивых людей на планете, отказать кому-нибудь — непосильная задача, и не очень порядочные коллеги нередко этим пользуются. Более того, «зеленые» часто испытывают чувство вины, даже в тех ситуациях, где для этого нет никаких оснований. Именно поэтому представители данного вектора становятся самым легким объектом для манипуляций со стороны других людей (особенно «красных», «оранжевых» и «фиолетовых»).
Циничные начальники говорят, что для поощрения такого сотрудника не нужны деньги. Их любимая уловка в общении с «зелеными» подчиненными предельно проста: наговорить при всех кучу комплиментов, подарить цветы, а в заключение сказать: «Все лето работаем без выходных» или «Надбавки к зарплате не будет». В результате несчастная жертва безропотно отправляется работать, оправдывая начальника в своих и чужих глазах.
Но даже в благоприятных условиях «зеленые» люди нередко оказываются ведомыми из-за собственной непрактичности: большинство из них настолько возвышенны и далеки от мира суровой реальности, что в тяжелых условиях не могут позаботиться о своем благополучии самостоятельно. Рядом с «зеленым» человеком обязательно должен быть тот, кто способен обеспечить его всем необходимым и создать условия для творчества или интеллектуальной деятельности, — в таком случае он может быть полностью реализован в жизни. Если события развиваются иначе, то талантливый «зеленый» человек рискует стать неузнанным гением, который всю жизнь творит только для себя. Ведь множество «зеленых», получивших прекрасное образование, оказываются невостребованными только из-за того, что не умеют извлекать практическую пользу из своих обширных знаний.
Управление и подчинение
Тонкая душевная организация, неумение отказывать, деликатность и ранимость делают их мало приспособленными к управлению. Лидерские качества у «зеленых» людей развиты минимально, напротив — они могут быть прекрасными исполнителями (в сфере своих способностей), предпочитают скорее подстраиваться, чем влиять на других. При решении спорных вопросов, если не удается привести всех к компромиссу, они принимают сторону лидера или сторону большинства, потому что не способны отстаивать свое мнение и противостоять психологическому напору. Для «зеленого» человека очень страшно оказаться в маргинальной позиции или быть исключенным из команды. Он здесь является прямой противоположностью красному и фиолетовому векторам, для которых очень характерно положение вне коллектива.
Единственное, с помощью чего «зеленые» могут манипулировать окружающими, — это слезы, но возможности их применения в деловой жизни, к сожалению, довольно ограничены.
«Зеленые» люди имеют минимальный уровень агрессивности из всех восьми векторов, и поэтому испытывают трудности в ситуациях, когда надо проявить жесткость или оказать на кого-нибудь давление.
У многих преуспевающих бизнесменов с развитыми красным, оранжевым, коричневым векторами есть одна проблема, которую они тщательно скрывают. Оказывается, у выдающихся руководителей тоже бывает зеленый вектор (кстати, прекрасная добавка к любому доминантному вектору), и для них увольнение сотрудника или другое непопулярное действие в сторону подчиненных становится труднейшей задачей. В лучшем случае, они заставляют выполнять эту обязанность своего заместителя, а в худшем справляются сами, но кто бы только знал, чего им это стоит! Бессонные ночи, проблемы со здоровьем, депрессивное состояние — все это реальные ситуации из жизни наших клиентов — прекрасных руководителей, у которых сильно развит зеленый вектор.
Если же говорить о подчиненных, то для них наличие у шефа зеленого вектора — настоящий подарок. Такой начальник готов посочувствовать, войти в трудное положение, проявить почти родительскую заботу о своих сотрудниках. В отличие от «красного» стиля ведения бизнеса (максимальное ускорение, даже ценой карьеры отдельных сотрудников), «зеленый» стиль намного более гуманный и человечный.
Может показаться, что зеленый вектор — это набор в основном женских черт характера. Действительно, у большинства женщин он является одним из ведущих (преобладающих), а у большинства мужчин — лишь «дополнительным», но бывают и другие варианты. Замечательный пример мужчины, у которого преобладает зеленый вектор, — это герой Владимира Меньшова из фильма «Где находится нофелет?». Человек с прекрасным интеллектом, нежный и сердечный, но, к сожалению, мало приспособленный к жизни в роли мужчины.
И снова о внешности
К внешнему описанию «зеленых» людей можно добавить и другие характерные черты. Телосложение чаще худощавое (в пределе — субтильность), их глаза обращают на себя внимание размерами и выразительностью (а также нередко очками или линзами). «Зеленые» женщины (да и мужчины тоже) часто выглядят моложе своих лет, любят носить украшения (многочисленные кольца на руках, браслеты, серьги часто с крупными круглыми деталями), художественные многоцветные татуировки. Они обожают всевозможные аксессуары, которыми можно украсить одежду или личные вещи, предпочитают светлые и радостные цвета в одежде, особенно всевозможные оттенки зеленого.
Их почерк красив и изящен, так в школе обычно пишут девочки-отличницы. Буквы могут быть с завитушками или другими украшающими элементами, а подпись вообще представляет собой произведение искусства. В речи и в письме они любят использовать красочные выражения, а также ласкательные и уменьшительные слова (договорчик, тестик, денежка).
При общении с «зелеными» людьми следует учитывать, что:
они стремятся соблюдать бОльшую физическую дистанцию, чем другие векторы, поэтому не стоит подходить к ним или садиться слишком близко;
они плохо воспринимают информацию на слух, им необходимо увидеть все собственными глазами;
им не свойственен логический подход к решению задач, так как их мышление в основном образное;
для физического комфорта им необходима повышенная температура окружающей среды, ведь иногда они мерзнут даже летом (у «зеленых» часто можно обнаружить холодные ладони, ступни и другие части тела);
не нужно настойчиво угощать их за обильным столом — «зеленые» обычно едят очень мало, да и в отличие от «желтых» в еде им важно не количество и разнообразие, а красивое убранство стола и романтическая обстановка;
в связи со своей тонкой внутренней организацией (даже на физиологическом уровне) они не переносят крепких напитков, но иногда неплохо относятся к легким и дорогим сигаретам, которые способны подчеркнуть их изящество.
Просто интересно…
Отмечая выполнение пункта плана, написанного на бумаге, разные люди произведут разные действия:
«зеленый» обведет его в кружочек;
«желтый» — в овал;
«коричневый» — обведет в квадратик или аккуратно вычеркнет прямой линией;
«оранжевый» поставит рядом крестик;
«красный» поставит галочку или вычеркнет, но крайне небрежно;
«черный» вычеркнет так, что проделает дырку, или же просто вырвет клочок бумаги с написанным словом;
«фиолетовый» и здесь оригинален: он вначале аккуратно дорисует (!) все буквы в словах так, чтобы их было абсолютно невозможно распознать, а потом еще и зачеркнет любым известным способом. Этот метод позволяет полностью исключить прочтение информации посторонним.
www.psy8.ru/test/tb-test-80-color2.php
@темы: тест
Оральный и зрительный.
Зеленый www.yburlan.ru/biblioteka/zritelniy-vektor
По идее, да.
(пришло уведомление о новом комменте, заглянул)